Синайският манастир "Св. Екатерина" е древен православен манастир, един от най-старите сред все още действащите манастири по света.
Основан е през IV век в южната част на Синайския полуостров в подножието на Планината на Мойсей (Джебел Муза, Jebel Musa). Според преданието това е свещената планина Хорив (наричана в Библията и планината Синай), където Бог се явил на св.пророк Мойсей като една горяща и неизгаряща къпина.
През VI век манастирските сгради били укрепени по нареждане на св. император Юстиниан (527-565 г.). Тогава сирийски монаси занесли в манастира мощите на св. Екатерина.
Първоначално манастирът бил посветен на Св. Преображение Господне. Наричан бил също манастирът на Неизгарящата къпина.
От XI век почитта към св. Екатерина се увеличила и манастирът бил наречен на нейно име.
От 2002 г. манастирският комплекс е в списъка на световното наследство на ЮНЕСКО.
Виж също: Православен речник: Хорив. Синай.
Вот уже более 1400 лет в сердце Синайского полуострова, в прекрасной живописной долине между гор Моисея, Сафсаса и Екатерины, верой и правдой проносит сквозь века образ священного библейского места монастырь св. вмц. Екатерины.
Ежегодно более сотни тысяч паломников посещают это святое место. Ведь именно здесь, на территории монастыря, растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Всевышний впервые явился пророку Моисею.
Удивительно, но и закономерно, что за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или существенно повреждён. Трудно поверить, но монастырю Святой Екатерины в разное время покровительствовали Наполеон, турецкие султаны, арабские халифы и даже пророк Мухаммед (основатель ислама).
На протяжении многих столетий этот монастырь являлся местом традиционного паломничества многих русских людей. В монастыре Святой Екатерины находится большое количество русских икон, предметов церковной утвари, старинных колоколов, а также манускриптов и книг!
Кстати, по числу и ценности рукописей библиотека монастыря св.вмц. Екатерины уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянском языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке хранятся также около 5000 книг, причем некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
В 324 году мать императора Константина святая царица Елена возвела на месте неопалимой купины часовню.
До этого времени первыми монахи в той местности были в основном отшельники, живущие в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни они собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.
Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил:
"Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам"
В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией Аквитанкой (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:
"Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина."
Обитель, вид которой сохранилась до наших дней, была возведена в период правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) как монументальная крепость.
Её стены за 14 веков почти не обветшали. За все время основательно пострадала лишь северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона.
В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа.
Среди новых зданий - гостиница, построенная с западной стороны монастыря. Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения.
В монастыре находится около 12 часовен. Из них часовни Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая.
Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются в настоящее время. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.
Первоначально обитель именовалась монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
Св. великомъченица Екатерина.
Икона от XVII в. от манастира "Св. Екатерина" в Синай.
Имя, которым нарекли родители Св. Екатерину было Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о её жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил её в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.
Во время преследования христиан в период правления императора Максиминуса в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить её, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и римскую аристократию.
После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас имя Екатерины.
Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в храме, в золотой раке.
Ежедневно после службы верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.
В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина) по традиции обретения мощей и их опознания по кольцу Екатерины.
Монастырь всегда вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.
Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.
Главный храм монастыря (кафоликон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.
Базилика Преображения
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Сделаны они из ливанского кедра. Над ними - надпись на греческом языке: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Псалтирь, 117:20). Двери притвора сделаны на пару веков позже - крестоносцами в XI веке.
В каждой из двенадцати колонн в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.
Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаичная икона Преображения Господня. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, специально присланными Юстинианом для украшения монастыря.
Древняя часовня, возведенная св. кн. Еленой, является частью базилики.
Интерьер часовни Неопалимой Купины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
Алтарная часть часовни расположена над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни - мозаичное изображение креста, относящееся к Х веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.
Куст буйно растёт в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!
Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику.
В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите. Здесь же на серебряном щите чеканное изображение горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.
Колодец Моисея расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвященная Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы "Живоносный источник", приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).
Трапезная построена в XI веке. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год); Илии в пустыне, питаемого вороном, и сценой Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.
Сад расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной из террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.
Оссуарий и кладбище расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются постоянно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в "Лествице" преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.
В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
- (скалистый утесистый) — гора и пустыня Каменистой Аравии, куда пришли Израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта, и с вершины которой был дан Евреям закон от Бога, и потому Синай в Свящ. Писании не редко называется горою Божиею и горою Иеговы. У Арабов в настоящее время называется гора Тур, или Джебель-Тур-Сина. Синай, как место законодательства, указывается и в других местах как Ветхозаветных (Пс 67:9,18), так и Новозаветных книг (Деян 7:38, Гал 4:24,25). О Синае, как горе законодательства, свидетельствует и древнее предание.
Туда с древних времен удалялись Египетские Христиане, спасаясь от гонений. Там укрывалась некоторое время св. великомученица Екатерина и на одной из вершин оного до настоящего времени еще существует монастырь, посвященный ее имени и вообще на нем поселялись древние пустынножители, ища безмолвия и уединения для святых своих подвигов.
В V веке весь пустынный Синайский край, несмотря на пустынность своей природы, весь был усеян скитами.
Полагают, что гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни пустынников Синая. И действительно, по завоевании этих мест Магометанами, Синайский монастырь хотя и открыт для их нападений, но существует и доселе, и предания не говорят ни о каких насилиях с их стороны.
Синайский полуостров, на котором возвышается г. Синай с Хоривом, образуется двумя заливами Чермного моря; Суэцким и Акабским, но в обширном смысле к нему относят северную пустыню до самой земли Ханаанской и до Средиземного моря, страна эта имеет особенную для нас важность и значение по тем событиям, которые совершились здесь во время путешествия Евреев из Египта в землю Обетованную и сорокалетнего их странствования.
Взгляд на Синай, Синайский полуостров и его окрестности представляет столько чрезвычайного и особенного, что ни одна гора не может идти в сравнение с ней. Кроме близ лежащих равнин нигде не видно ни зеленеющего луга, ни леса, ни журчащего источника, ни водопада, никакой хижины, ни селения, никакой зелени, никакого дерева, ни одного животного, ни птиц, ни скота, ни людей. Одни утесы и хребты из гранита и порфира возвышаются повсюду. В самых ущельях расселина и нигде не видно ни песчаника, ни известняка, — одни камни или глыбы гранита, свалившиеся с вершины утесов.
На всем продолжительном и крайне утомительном пути на вершину горы, где насчитывают 3,100 ступеней, путешественники упоминают только об одном пробивающемся из под камня источнике воды и об одном великолепном кипарисе, высящемся на горной равнине, и еще по близости оного о колодце воды, собирающейся от дождей, и только в некоторых местах из каменных расселин показывается пепеловидная трава и зелень. (Труд. К. Акад. 1872 г., май, стр. 298-299, 303-304).
Вершина горы возвышается более чем на 8,000 футов над поверхностью моря и состоит из двух небольших площадок, каждая 3 саж. в квадрате. На северной площадке построена небольшая церковь в честь Преображения Господня, а на другой — мусульманская мечеть. В скале за церковью к с. указывают место, где укрывался Моисей во время чудесного видения купины, горящей и не сгорающей.
Но тогда как горы Синая представляют совершенную пустыню, мы находим совершенно другое в долинах: они оживлены источниками и их высокое положение производит такое благотворное действие в климате, что в жаркое время года жительство, например в монастыре Св. Екатерины путешественники находят самым благоприятным для здоровья.
Зимою снег покрывает вершину горы и на короткое время и самый монастырь. Летом, когда в равнинах при море свирепствует самум, в монастырских равнинах воздух бывает самый умеренный. Яркие молнии и страшные раскаты грома бывают только изредка, а землетрясения весьма редки. Моровой язвы здесь никогда не бывает.
Климат производит благотворное действие на самую растительность. В монастырских садах поспевают превосходные плоды всякого рода, которые высоко ценятся в Каире. Кроме различных пряных трав, здесь растут также сикоморы, кипарисы, пальмы, фиговые и масличные деревья, а из царства животных особенно замечательны: козероги, антилопы, подводные барсуки, орлы, перепела и др.
Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, 1891 г.
Виж също: