Виталий Кандалинцев,
кандидат экономических наук. Институт Востоковедения РАН
В истории западных стран и, в меньшей степени, России христианство сыграло заметную роль в социально-экономическом развитии. На Западе эта роль прежде всего была связана с формированием протестантской хозяйственной этики и ее превращением в реальную преобразующую силу, обеспечившую трансформацию позднефеодального общества в общество капиталистическое.
Христианские ценности, лежавшие в основе протестантской этики, и доныне определяют нормы делового поведения в странах Запада, хотя современное общество воспринимает эти нормы не как специфически христианские, а как "общечеловеческие", "цивилизованные" правила хозяйственного общения. Но этот факт лишь подчеркивает значение того прорыва, который инициировали и в весьма существенной степени осуществили христиане в экономике.
Сегодня, когда экономика России многим людям видится как преобладающе иррациональная, христианское понимание экономической реальности является бесспорно актуальным как исторически доказавшее свою действенность. Более того, для России, как для страны преимущественно связанной с христианской духовностью и не реализовавшей в прошлом христианские ценности хозяйственной жизни, обращение к христианскому пониманию основы экономического развития является настоятельно необходимым.
Если кратко определить христианское понимание реального, то реальным является то, что совпадает с волей Бога. Совпадающее с волей Бога имеет продолжение в вечности, т.е. в той области духовного бытия, существование в которой непреходяще и истинно как опирающееся на свой внутренний закон и предназначение.
И наоборот, несовпадающее с волей Бога есть виртуальное (точнее, негативно-виртуальное, как будет показано ниже), воображаемое как антитеза реальному и правильно отображаемому. Исходя из этого, для христианина вопрос о том, что в экономике и экономической теории является реальным, напрямую связан с вопросом проявляется ли в экономике и экономическом учении воля Божия, и насколько. На первый взгляд, такой подход выглядит если и правильным, то весьма непростым в практическом плане. В самом деле, кто может с полной уверенностью утверждать, что он или она знает, в чем состоит экономическая воля Бога? Где источник познания воли Божией?
Ответ на этот вопрос прост: христианин познает волю Бога из Слова Божия, т.е. из Библии, а затем и из других источников. Библия ясно и положительно отвечает на вопрос, является ли хозяйственная жизнь человека подпадающей под воздействие Бога. Бог в Библии от первого лица дает ряд хозяйственных заповедей и разъясняет, каким образом Он осуществляет управление экономикой.
Примером библейского утверждения, раскрывающего роль Бога как первоисточника хозяйственного процветания, может быть следующее место из Второзакония: "И даст тебе Господь изобилие во всех благах ... чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, и сам не будешь брать взаймы" (Втор. 28:11-12). Можно привести немало и других подобных примеров (см. Быт. 26:12, Втор. 8: 17-18 и др.).
Поэтому первым и основным духовно-экономическим принципом в христианской перспективе является то, что экономикой управляет Бог. И этот принцип для христианина является ответом на вопрос, а есть ли вообще в экономике и экономических теориях подлинная реальность. Она есть, ибо в экономике есть руководящее присутствие Творца всякой реальности.
Второй важной проблемой христианского понимания экономики является проблема разрыва между реальным и виртуальным. Следует отметить, что виртуальное не обязательно должно противопоставляться реальному. В виртуальном можно выделить позитивно-виртуальное и негативно-виртуальное.
Позитивно-виртуальное является продуктом творчества человека и не противостоит воле (заповедям) Бога, но выражает определенную свободу человека на творчество в богодозволенных пределах. Такая виртуальность есть по сути производная, вторичная реальность.
Иное дело негативно-виртуальное, которое есть антитеза реальному, имеющему происхождение в воле Божией. С библейской точки зрения преступление человеком заповеди Божией в Эдеме было первым фактом негативно-виртуального "творчества" человека. И как следствие, человек переместился в мир, где реальное и позитивно-виртуальное (производно- или вторично реальное) перемешано с негативно-виртуальным. Жизнь в этом мире есть познание добра и зла одновременно.
В экономической проблематике данную проблему надлежит рассматривать в контексте трех бытийных отношений человека: (1) к Богу как высшему бытию, (2) к другим людям как равному бытию и (3) к природе как низшему бытию. Преступление заповеди Бога повлекло нарушения во всех трех видах бытийных отношений.
Выход из воли Божией означал, что человек оспорил компетенцию высшего бытия, а значит и переместился в негативно-виртуальную область, где такое "возможно". Далее выход из воли Бога еще более усугубился появлением рабства, т. е. нарушением и второго бытийного отношения, в которое также вторглось негативно-виртуальное. Наконец, выход из повиновения высшему бытию бумерангом ударил по человеку - низшее бытие, природа ("земля") была проклята Богом и вышла из повиновения человека ("произвела терние и волчцы"). Отношения человека с природой тоже стали во многом негативно-виртуальными.
Отсюда вся хозяйственная деятельность раннего земного человечества преимущественно представляла собой сферу негативно-виртуального, оторванного от того порядка жизни человека, который предусмотрел для него Бог изначально.
Согласно учению Иисуса Христа, грехопадение - этот разрыв между реальным и виртуальным - оказалось гибельным для человека. Гибельным прежде всего в том смысле, что в земной жизни "познания добра и зла" люди больше склонялись ко злу, а потому и в посмертии уходили в области, где негативно-виртуальное охватывало все существование, т. е. в ад.
Искупительная жертва Иисуса Христа позволила восстановить нарушенные бытийные отношения и вывести верующих во Христа из области господства негативно-виртуального. Поэтому вторым духовно-экономическим принципом является признание роли Иисуса Христа как источника разрешения противоречия между реальным и виртуальным, между Божественным творчеством (трудом) и человеческим творчеством (трудом).
Следующие пять библейских принципов также могут быть осмыслены в рамках соотношения реального и виртуального. Третий принцип есть запрет рабства и утверждение нормы наемного труда (Лев. 25: 39-42, Ин. 8: 31-35). Запрет рабства означал противодействие негативно-виртуальному в области второго бытийного отношения человека, области межличностных отношений людей. Экономическая норма наемного труда утверждала реальное в этих отношениях.
Четвертый принцип - это институт частной собственности (Быт.1:1,28, Исх.20:17). Довольно сложный принцип, в котором проявляются все три вида бытийных отношений. Материальные ресурсы конкретным людям дает Бог (первое бытийное отношение) и все люди равны перед этим фактом (второе бытийное отношение). Потому уважение частной собственности есть признание воли Божией. С другой стороны, в частной собственности подтверждается право людей на владение объектами природы (третье бытийное отношение). Следовательно, принцип частной собственности есть утвердительный принцип, он утверждает реальное в хозяйственной практике людей.
Пятый принцип - рыночная экономика (Лев.25:14, Мф. 25:14 - 29). Товарообмен есть экономическое выражение заповеди "возлюби ближнего, как самого себя", и в качестве такового является одним из важнейших процессов утверждения реального в экономике.
Шестой принцип - социальное регулирование (Исх. 22:25, Втор. 15:1-2). Попадание людей в экономически трудное положение (бедность, нищета) означало попадание в область негативно-виртуального, поскольку от сотворения мира Богом предусматривалось, что человек не будет испытывать нужды в чем-либо. Социальное регулирование (перераспределение части ресурсов общества в пользу нуждающихся) ограничивает проявление негативно-виртуального в жизни бедных и усиливает реальное через развитие милосердия у богатых.
Седьмой принцип - цикличность хозяйственного развития ( Исх.20:8-10, Лев. 25: 1 - 4, 8-10). Это принцип субботы Господней, принцип координации бытийных процессов разных уровней. На высшем бытийном уровне это первоцикл сотворения мира с седьмым днем покоя Господа, на человеческом уровне это недельные циклы и другие семеричные циклы, а в отношении человека к природе - циклы обработки земли. Координация, синхронизация разноуровневых бытийных процессов обеспечивает целостность, реальность Вселенной, а нарушение такой координации означает вторжение в ее жизнь негативно-виртуального, несущего тенденцию раскола и гибели отдельных частей мироздания.
Перечисленные выше духовно-экономические принципы Библии образуют основу для понимания социально-экономического развития человечества как исторического процесса постепенного вытеснения из хозяйственной жизни негативно-виртуального и утверждения в ней реального (первично реального, т. е. непосредственно вытекающего из воли Божией, и производно реального, иначе позитивно-виртуального - продукта относительно свободного творчества человека в богодозволенных пределах).
Поэтому реализация экономического развития в прямом смысле означает системное утверждение в экономике библейских принципов, ведущее к формированию системной духовно-экономической реальности - библейского уклада. Говоря коротко, библейский уклад - это исторически развивающаяся реальность, объединяющая духовную и экономическую жизнь человека, содержащая в себе спасительное действие Иисуса Христа и устремление людей к эффективной и справедливой организации экономики, свободной от воздействия негативно-виртуального. В самом общем виде вертикальную структуру библейского уклада можно изобразить в виде пяти уровней:
1 уровень: совокупность семи средств Божественного управления (заповеди, благословение, помощь, императивное воздействие, сдерживание, прощение и спасение, благодать познания истины и утешение);
2 уровень: истины веры в Иисуса Христа, воспринятые человеком (духовное освобождение, искупительная жертва, любовь, спасение, второе пришествие);
3 уровень: целевая организация социально-экономической жизни (социальное освобождение, служение, расширение рынка, социальное спасение, большие экономические циклы);
4 уровень: исходная организация социально-экономической жизни (запрет рабства и экономическая норма наемного труда, частная собственность, рыночная экономика, социальное регулирование, семеричные циклы);
5 уровень: производственно-технологические системы (человек, технологии и средства труда).
Основным процессом библейского уклада является восхождение людей с 4 уровня на 2 уровень (обретение веры), а затем нисхождение со 2 уровня на 3 уровень (выражение истин веры в социально-экономической жизни), и на 5 уровень (создание адекватной производственно-технологической базы).
В своем историческом развитии в странах Запада библейский уклад прошел несколько стадий. В ранний период распространения христианства он проявился как процесс дезинтеграции рабовладельческой системы. В период феодализма - как развитие отношений частной собственности и товарообмена.
В раннекапиталистический период произошел ключевой процесс перехода части общества на второй уровень и схождения на третий (появилась протестантская хозяйственная этика), товарообмен стал центральным социально-экономическим процессом. На индустриальной фазе капитализма произошло развитие производственно-технологических систем. Наконец, формирование современного капитализма было связано с развитием социального и циклического регулирования при опоре на еще более развитые производственно-технологические системы.
В результате названных процессов степень присутствия реального в экономике западных стран существенно повысилась. Однако далеко не в той степени, в какой это необходимо для полного развертывания потенциала библейского уклада. Основной параметр отставания - невысокая доля экономически активного населения, вошедших в 3 уровень уклада. Как следствие, в современном западном обществе наряду с позитивными достаточно сильно действуют негативно-виртуальные тенденции: гедонизм, замкнутость на чисто экономических и научно-технических задачах в отрыве от духовных.
Особого разговора заслуживает ситуация в России. В силу ряда причин развитие библейского уклада здесь характеризовалось весьма замедленными историческими темпами. Достаточно сказать, что реализация только первого принципа 4 уровня уклада произошла (отмена крепостного права) во второй половине века. Крайне медленно решались и такие задачи, как развитие частной собственности и товарообмена.
Что касается включения основного потенциала развития уклада - перехода к этике хозяйственной жизни в соответствии с 3 укладным уровнем, то в России этого явления как значимого социального процесса не было вовсе. Общество так и не приняло принципов развитого рыночного хозяйства, осталось либо враждебным, либо безразличным к наиболее динамичному экономическому слою - предпринимателям. Поэтому к началу XX века библейский уклад в России был очень слаб. Именно это послужило основной причиной того, что в России оказалась возможной временная победа антибиблейской идеологии организации экономической жизни общества. С христианской точки зрения, антибиблейская идеология есть замена реальных принципов хозяйствования негативно-виртуальными.
Действительно, если сравнить основные положения коммунистической доктрины с принципами библейского уклада, то эти положения являются отрицаниями соответствующих принципов. Так, "научный" атеизм является отрицанием первых двух библейских духовно - экономических принципов, того, что экономикой управляет Бог и что источником разрешения противоречий хозяйственной деятельности выступает искупительная жертва и прощение Иисуса Христа.
Отрицались и другие принципы библейского уклада. Частная собственность была объявлена продуктом эксплуатации пролетариата, рынок - средоточием анархии общественного производства, социальное регулирование - социальной демагогией буржуазии и т. д.
Экономическая и политическая система, созданная в России после 1917 года, была воплощением негативно-виртуального, и потому она генерировала и стремилась закрепить негативно-виртуальное в экономической практике и сознании людей. Ее негативно-виртуальный характер проявился в том, что несмотря на огромные природные и достаточные людские ресурсы эффективность экономики была поразительно низкой.
Генерирование негативно-виртуальных тенденций в сознании людей обнаруживалось в противоестественных попытках искоренить ориентацию людей на признание частной собственности, на свободу экономической деятельности в рыночном хозяйстве, в попытках опорочить естественные потребности людей (принцип материальной заинтересованности) и насадить противоестественные ("социалистическое соревнование").
С распадом негативно-виртуальной хозяйственной системы Россия столкнулась с глобальным духовно-хозяйственным кризисом, обусловленном сохранением сильных негативно-виртуальных пережитков в сознании людей и их противостоянием принципам современной рыночной экономики (библейского уклада).
Данные пережитки проявляются многообразно - и как отказ принять личную ответственность за свое экономическое благополучие, и как стремление к сиюминутным целям в ущерб долгосрочным, и как по-прежнему преимущественно негативное отношение к бизнесу как роду занятий и т. д.
Но главное - не в этом. В обществе по - прежнему нет понимания того, что самым сильным долгосрочным фактором экономического развития является духовность. В духовности, в христианской вере правильно раскрывается соотношение реального и виртуального во всей жизни людей, в том числе и экономической. Без этого осознания невозможно придти к экономически эффективному, справедливому обществу. Тем более, когда речь идет о таких хозяйственных руинах, как нынешнее хозяйство России.
Поэтому развитие реального и позитивно-виртуального в экономике инициируется и поддерживается развитием духовного в обществе. Но и здесь есть свои проблемы. Наиболее многочисленная и влиятельная конфессия в России - Русская Православная Церковь. Естественно предположить, что именно от РПЦ будет исходить христианское социально-экономическое учение, которое позволит обществу обрести духовную опору для решения своих мирских задач.
Однако в действительности все сложнее. Существует несколько причин, которые не позволяют проявлять чрезмерный оптимизм в этом отношении. В частности, изучение и активная поддержка или наоборот, критика определенных явлений и процессов общества глубоко не укоренены в православии. Это становится очевидным, если сопоставить работы православных авторов в области социального богословия и, например, богословия догматического и нравственного.
Социально-богословские православные труды крайне немногочисленны и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на мировоззрение даже самих православных христиан. Иное дело догматическое и нравственное богословие. Здесь немало обстоятельных и обширных работ, которые хорошо известны в России.
Неукорененность социального богословия и, шире, социального мышления в православной среде приводит к излишне упрощенному взгляду на общество и его экономические и иные проблемы, потому и предлагаемые оценки и "рецепты" воспринимаются значительной частью общественности со скепсисом.
Вместе с тем, духовные проблемы общества должны решаться в первую очередь духовной его частью. Это означает, что в долгосрочном плане соотношение реального и виртуального в экономике России будет определяться преобладающим типом духовности россиян и, конечно, долей самих людей, вставших на духовный путь, в населении страны.
Если ставить вопрос более конкретно, то он прозвучит так: когда и при каких условиях в России будет выработана духовно-ориентированная хозяйственная этика, опирающаяся на вековые традиции христианства в нашей стране; когда и при каких условиях библейский духовно-экономический уклад начнет определять стратегические перспективы российской экономики?
Для того, чтобы это произошло не в столь отдаленном будущем, необходимо складывание следующих предпосылок:
- Широкое и конструктивное обсуждение представителями всех конфессий, особенно РПЦ, взглядов на социальные проблемы российского общества. Привлечение к такому обсуждению философов, социологов, экономистов и других специалистов.
- Активизация работы православных богословов в социальной области, включение соответствующих предметов и курсов в программы духовных учебных заведений, расширение практики активной духовной поддержки социального служения мирян.
- Привлечение внимания общества к духовным аспектам его развития, получение "социального заказа" на развитие и распространение духовно-хозяйственной этики.
При складывании этих и других предпосылок в России возможен переход к духовно-ориентированному экономическому росту, который способен повлечь за собой социальный и технологический прогресс, представляющие современный тип рыночной экономики. Решение этой задачи не может быть ни быстрым, ни легким.
Но сегодня у России не осталось какого-либо иного долгосрочного и мощного резерва социально-экономического развития. Следовательно, выбор россиян в пользу динамичного и экономически эффективного общества по своей сути должен означать выбор реального, основанного на христианских ценностях, пути развития экономики.
ЗОДЧЕСТВО http://sobor.vinchi.ru