Георгий Хлебников, кандидат философских наук
Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.
При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм.
Главный пункт разногласий религии и атеизма очевиден: вопрос о бытии Бога. Чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть данные направления как две теории бытия (небытия) Бога, руководствуясь научным методом. Нужно применить основные научные требования: наличие подтверждающих фактов и верифицируемость, то есть возможность опытной проверки теории. Очевидно, что только та теория, которая удовлетворит этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.
«Религия, — пишет проф. МДА А. И. Осипов, — предлагает бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о реальности духовного мира (опыт «переживания» Бога огромным числом людей, особенно святыми; такой же опыт видения души, ангелов, демонов; пророчества и предсказания; поразительное нравственное воздействие святых на окружающих, чудеса и др.). Но, наряду с бесчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Что предлагает атеизм? Во-первых, с одной стороны, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. С другой стороны, сама бесконечность, вширь и вглубь, познаваемого мира однозначно говорит, что это и никогда невозможно будет доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать.
Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога — путь религиозный. Иного способа просто не существует.»
Итак, мы видим, что и религия, и атеизм приглашают каждого искателя истины проверить своей жизнью религиозный путь богопознания.
Хотя религия и присуща людям на протяжении всей доступной исследователям истории, и охватывает большинство населения земного шара, тем не менее, оказывается значительной тайной даже для большинства исповедующих ту или иную веру. Причина этого кроется в том обстоятельстве, что, как правило, каждую религию оценивают и описывают по внешним признакам, по видимым проявлениям в частной и общественной жизни, даже по извращениям, но не по существу. Именно такое ограниченное представление о религии имеют те, кто представляет жизнь верующего как «исполнение религиозных обрядов», а задачей Церкви видит «удовлетворение религиозных потребностей». По обрядам — внешним ритуальным действиям — «можно судить о сущности религии еще в меньшей степени, чем по движению смычков судить о содержании музыки» (архиеп. Михаил (Мудьюгин)).
Вот как определяли религию различные выдающиеся мыслители:
Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил.
И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга.
Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».
Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».
В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).
Каждый из нас помнит и еще одно определение, данное классиками марксизма-ленинизма: «Религия — опиум для народа». Эта фраза очень хлесткая по форме, но бедна содержанием. Авторы данного высказывания хотели объяснить, что религия является средством одурманивания, она навязывается господствующим классом простому народу с корыстными целями. При этом уверовавшие погружаются в особое состояние, сопровождающееся приятными, но обманчивыми и вредными переживаниями. Определение ложно, а сам образ неудачен и не выдерживает критики, как это с юмором показал архиеп. Михаил (Мудьюгин):
«Опиум — природный продукт; если религию сравнивать с природным продуктом, значит, она не изобретена как нечто искусственное, а свободно произрастает в душе человека;
убогость утверждения, что религия есть нечто, привносимое в сознание кем-то с корыстными целями, особенно подчеркивает предлог «для». Эта идея, столь популярная некогда («жрецы изобрели религию и обманывают народ в целях самообогащения»), давно опровергнута: если жрецы — изобретатели религии, то откуда они появились и как стали жрецами?
Действие опиума кратковременно; действие религии целожизненно, передается от одного поколения к другому. Она присуща человечеству, как утверждают антропологи и этнографы, с самого начала его существования — и по настоящее время;
опиум вызывает опьянение, нарушая деятельность центральной нервной системы. Такое состояние не стимулирует сознательную, целеустремленную деятельность человека. Религия же (прежде всего христианская), не нарушая нормальных физиологических функций, поощряет самую возвышенную духовную деятельность, противодействуя удовлетворению низменных наклонностей и побуждая к развитию высших способностей, венец которых — любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3: 14)».
Положительное влияние христианства на общественную жизнь можно проиллюстрировать статистическими данными. Так, в США оканчивается разводом каждый из 4-х браков, но среди христиан, регулярно посещающих храм, один развод приходится уже на 57 браков, а среди семей, где ежедневно совершается общая молитва с чтением Священного Писания, разводом заканчивается только один брак из 500!
Самым ощутимым плодом религии является радость общения с Богом, в разной полноте известная каждому христианину, и в какой-то мере, возможно, присущая также иудаисту и мусульманину. Радость осознания Божией любви, радость общения с Творцом тем более присуща верующему, чем в большей степени он живет своей верой. Встречаясь с явлением религиозной радости, неверующие люди высказывают глубоко противоречивые мнения. На каждом шагу внушается, что религия полна пессимизма, превращает человека в мрачное и угрюмое существо, лишает радостей жизни и т. п. Легко заметить, что такой взгляд резко противоречит приведенному выше утверждению классиков атеизма, что человек с помощью религиозной иллюзии ищет утешения в горестях жизни.
Предварительное понимание религии дает и происхождение данного слова.
Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (по А. И. Осипову):
1. Знаменитый римский оратор писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.
2. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (+330 г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, - говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека...»
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
3. Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (+430 г.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, - пишет он, - или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться» («О граде Божием»).
Таким образом, этимология указывает два основных значения слова «религия»: благоговение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном внутреннем союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.
С внешней стороны религия — мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.
1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала — Бога — источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.
2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.
3. Важнейший элемент религии — убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.
4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее — учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» — резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере — человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек — это его вера»,— писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.
5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.
6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.
Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».
Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».
Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».
Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».
1. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Введение в основное богословие. М., 1995.
2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины: Основное богословие. М., 1999.
3. Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.
Опубликовано в on-line version журнала «Фома» №8 http://www.trimo.com/foma