Рим и България

 

Патриарх Кирил Български (1901-1971)
Митрополит Кирил Пловдивски
(от 1953 г. Патриарх Български)

Доклад, произнесен на руски език пред комисията "Ватикана и Православната църква" на Московското Всеправославно съвещание, 8 - 17 юли 1948 г.

 

Съдържанието на този документ се генерира с безвреден за Вашия компютър active content (javascript).

 

 

Рим и Болгария -
Митрополит Пловдивский Кирилл

Святой царь Борис, при котором болгарский народ принял христианство, руководимый соображениями политической целесообразности, вошел в сношения с папой Николаем (858-867) и с папой Адрианом II, рассчитывая, что в результате этих сношений молодая Болгарская Церковь сможет получить самостоятельность. Однако после долгих переговоров с Римом, святой Борис получил то, чего он так добивался для Болгарской Церкви, но не от Рима, а от Византии.

От византийского рабства, длившегося в течение полутора веков (1018-1186), болгары освободились, подняв восстание в 1178 г., и болгарский царь Калоян (с 1196 г.), младший из братьев династии Асеновичей, возобновителей Болгарского государства, обратился к папе Иннокентию III, от которого он надеялся получить для себя утверждение законности своей царской власти, а для Болгарской Церкви - самостоятельность и патриархию. Но вскоре после этого были восстановлены сношения с Византией, а переговоры с Римом прерваны.

Таким образом, еще в течение первых столетий жизни Болгарской Церкви Рим пытался распространить свою власть и на Болгарию, в чем, однако, не успел вследствие того, что христианская религия болгарского народа уже с самого начала своего зарождения питалась соками культурного гения Византийской Церкви.

О существовании приверженцев римского католицизма в Болгарии до начала эпохи турецкого рабства в конце XIV в. (1395) не может быть и речи. Первые католики в Болгарии - чужеземцы, поселившиеся в Болгарии, - купцы из Дубровника (Рагузы) и саксонцы, работавшие в рудниках. Купцы из Дубровника, пользовавшиеся привилегиями в силу торговых договоров между республикой Дубровником и Турцией, образовали первые небольшие католические колонии в разных городах страны, а саксонские рудокопы поселились в небольших промышленных центрах, главным образом, в северо-западной Болгарии - в селе Чипровицах и в некоторых других местах.

Однако о римско-католической пропаганде все еще нельзя говорить. Она была более поздним явлением. В пределах Оттоманской империи она была облагодетельствована режимом капитуляций, начало которого совпадает с началом организации пропаганды, т. е. с первой половиной XVII в.

 

 

1. Режим капитуляций

Могущество Оттоманской империи продолжалось недолго. Уже в XVII в. отмечается упадок военной мощи Турции, явившийся результатом целого комплекса причин внутриполитического и морально-общественного характера. В самой империи возникают центры соперничества, во главе которых стоят паши и феодалы-беи. С другой стороны, в среде завоевателей замечается быстрый упадок нравов вследствие быстрого и легкого обогащения правящих классов, безнаказанно грабивших лишенные элементарных человеческих и гражданских прав и всецело порабощенные ими народные массы.

Уже первые договоры, заключенные султанами с Францией в конце XVI в., обеспечивают этой западной силе известные экономические и политические привилегии. Но параллельно с этим возникают и стремления католической церкви, стремившейся проложить пути для проникновения своего влияния в пределы Оттоманской империи. В первой французской капитуляции 1595 г. говорится, что торговцы и их агенты и служащие, равно как и все прочие поданные французского короля, не должны подвергаться никаким религиозным ограничениям со стороны кого бы то ни было. Французской капитуляцией 1604 г. (ст. 5) определенно предусматривается покровительство, которым должны пользоваться духовные лица католического вероисповедания. Подобное признание религиозной свободы католического клира встречается и в капитуляции 1673 г. Франция была могущественным западноевропейским государством и потому могла быть серьезной покровительницей не только католического духовенства, но и католицизма вообще в тогдашней Оттоманской империи. Так начинается усиленная деятельность католической пропаганды, стремившейся воспользоваться национально-политическими затруднениями православных народностей империи.

Позднейшие капитуляции, как, например, капитуляция 1770 г., расширяют религиозно-политические домогательства Франции и покровительствуемой ею католической пропаганды.

Австрия является второй католической державой, распространившей свое влияние в Турции. Еще в мирном договоре, заключенном между Австрией и Турцией в 1615 г. (ст. 7), обеспечивалось известное покровительство католикам, а в австро-турецких договорах 19 марта 1642 г. и в так называемом Карловацком мирном договоре 26 января 1699 г. есть подробные постановления в пользу католической церкви и ее служителей. Позднее право Австрии на покровительство католицизма в Турецкой империи подтверждается и расширяется Пожаревацким мирным договором 1718 г. и Белградским 1739 г. Само собой разумеется, что за всеми этими религиозными интересами как Франции, так и Австрии кроются политические и экономические домогательства, но тем не менее в стране, народы которой были лишены элементарных национально-политических прав, католическая пропаганда, пользуясь предоставленными ей политическим покровительством возможностями, прекрасно могла делать свое дело.

Единственным препятствием этих домагательств является Россия с момента ее вступления на политическую арену, обратившая взор в сторону юго-восточной Европы. Начиная с эпохи Петра Великого (конец XVII в.), частые русско-турецкие войны все более усиливают русское влияние, вплоть до заключения в 1774 г. так называемого Кучук-Кайнарджийского мирного договора, по которому за Россией признавалось право покровительства православным христианам в Турецкой империи (ст. 17). С этого момента между Россией и западными католическими и протестантскими державами начинается весьма значительное соперничество, не лишенное в известные моменты исторического драматизма.

После Тридентского собора (1545-1563) начинается возрождение католической церкви, пережившей острый кризис с возникновением реформации и крупных национальных движений, вызванных ею. Это возрождение религиозных сил католической церкви дает толчок к ее пропагандистской ревности. К этому времени относится и начало католической пропаганды в Болгарии, о чем с-полной очевидностью свидетельствуют исторические памятники.

 

 

2. Католицизм в Болгарии

Первые католики в Болгарии, как мы уже упомянули выше, были не болгары по национальности, а чужеземцы-купцы и торговцы из Дубровника и саксонские колонисты-рудокопы. Это было в XIV в. Торговцы из Дубровника, в силу торговых договоров, заключенных между Равузской республикой и Турцией, пользовались религиозной свободой. Пользовались известным покровительством также и саксонские рудокопы, так как турецкое правительство имело нужду в них как в рабочих специалистах. Итак, уроженцы Дубровника и саксонцы-рудокопы были тем основным слоем, этнически чуждым болгарам, на ко--тором возник католицизм в Болгарии. С течением времени, поглощенные окружающей этнической средой, они постепенно превращаются в болгарских католиков.

В 1595 г., по просьбе болгарских католиков, в Чипро-вицы прибыл из Боснии Петр Соли на т, ставший одним из самых усердных миссионеров и организаторов католицизма в Болгарии. В 1601 г. он был назначен Софийским епископом, а после его смерти, в 1623 г., софийская епископская кафедра была занята болгарином, уроженцем Чипровиц, Илией Мариновым (до 1641 г.) Это было при папе Урбане VIII, при котором была создана Конгрегация для распространения веры (Congregatio de Propaganda Fide) в 1622 г. В это время Болгария стала независимой от юрисдикции Босанской церкви и сделалась отдельной церковной единицей (Custodia Bulgaria). В 1643 г. Софийская епископия была сделана архиепископией. Тогда же северо-восточная Болгария была обособлена во вторую католическую епархию - Марционопольскую, в диоцез которой входила Дунайская Болгария между рекою Искр, Черным морем и Балканскими горами (Старой планиной) с юрисдикцией, распространявшейся на молдавских католиков. В 1650 г. папа Иннокентий X (1644-1655) превратил Скопскую католическую епископию в архиепископию, а Охридским католическим епископом был назначен Рафаил, хорват по национальности. В действительности этк две епархии существовали лишь на бумаге, номинально, так как их епископы не пребывали не только в своих епископских резиденциях, но даже и в пределах своих епархий.

Увеличилась паства католической церкви в Болгарии главным образом вследствие перехода в католичество так называемых павликян. В 1625 г. католический епископ Илия Маринов пишет: "К обращению в христианство турок нельзя приступать под страхом смерти Схизматики (т. е. православные) более упорные и более ярые враги католиков, нежели турки. Из павликян почти каждый день кто-нибудь переходит в католичество...". Павликяне были потомками богомильствующих еретиков. После покорения Болгарии турками, в эпоху рабства, враждебность павликян в отношении неболгарских церковных властей, нашедшая себе почву в национальном антагонизме, способствовала увеличению их тяготения к Риму. Павликяне населяли села между Никополем (на Дунае) и Русе (Рущуком). В одном старинном документе перечисляется 21 село. Павликянские села были и в области города Пловдива (Филиппополя), но существует мнение, что их жители переселились туда из Придунайской Болгарии. Перейдя в католицизм, они, естественно, увеличили число католиков в Болгарии.

Другой не менее важной причиной, побудившей павликян к переходу в католичество, вне всякого сомнения, были некоторые гарантии, обеспечивающие им, как католикам, безопасность жизни. Не следует также пренебрегать и тем обстоятельством, что павликяне были наиболее бедным слоем населения, социально и национально пре-небрегнутым и отвергнутым. Имя павликян в средние века было насмешливым и презрительным прозвищем.

 

 

3. Новые успехи

Католическая пропаганда в Болгарии в течение долгого времени не могла похвалиться особыми успехами. Если в XVII в в Болгарии насчитывалось 7 тысяч католиков, а в настоящее время число их достигает 56 тысяч, становится ясным, что пропаганда католицизма в Болгарии не имела какого-либо значительного успеха в продолжение трех столетий. Число католиков в Болгарии могло значительно возрасти в течение этих трех веков лишь вследствие естественного прироста населения, что является лишним доказательством, свидетельствующим о не весьма значительном успехе католической пропаганды в болгарских землях. Вот почему жалобы католического Софийского епископа средины XVII Илии Маринова, говорящие об упорной враждебности православных к католицизму, нашли свое оправдание не только в последующие три столетия, но даже и в наши дни.

Известный успех среди болгар католическая пропаганда имела в середине прошлого столетия: здесь мы имеем в виду совращение в унию части православного населения областей Кукуши и Дойрана в Македонии (1859) и некоторого количества болгар, живших в Константинополе (1860). Этот период является высшей точкой борьбы, которую болгарский народ вел за национальную и независимую иерархию и за славянское богослужение.

Исторический ход этих событий, имевших результатом совращение в унию некоторого количества болгар, достаточно хорошо известен. Следует, однако, указать те скрытые пружины целой сети интриг, которые ставили своей целью увлечь болгарский народ к принятию унии. Западные великие державы и католическая пропаганда шли рука об руку, в одинаковой степени заинтересованные в отторжении болгарского народа от Православия, которое должно было иметь своим непосредственным следствием прекращение на него русского церковного и политического влияния. В Константинополе начала выходить на болгарском языке газета "Болгария", издаваемая на средства католической пропаганды и ставившая основной задачей своей программы борьбу за создание независимой Болгарской Церкви, само собой разумеется, подчиненной Риму, и ратующая за культурно-национальное освобождение болгар. "Католическая пропаганда с основательностью считала русское посольство в Константинополе наиболее значительным своим противником, ставшим на ее дороге и мешающим ее деятельности. Ее орган писал открыто, что уния направлена против фанариотов и панславизма, являющихся двумя смертельными врагами болгарского народа. Страницы газеты были широко открыты для всякого рода руссофобских писаний. Болгары представлялись в ней жертвой панславянской и панэллинской пропаганды, одинаково вредной для их будущего. Даже самая славянская идея была прицельной точкой враждебных и обидных нападок. Болгарский народ, вследствие географического положения страны, которую он населяет, связан с Европой и должен стремиться к ней, а не к России, влияния которой он должен остерегаться" (см. Пловдивский Кирилл, Паисий, митрополит Пловдивский в цьрковно-народната борба, Пловдив, 1948, стр. 228). Вследствие этого газета, орган католической пропаганды, в своем желании дискредитировать болгарских народных деятелей в глазах турецкого правительства и властей, называет их русско-фанариотскими агентами, московскими агентами, болгарско-московской партией.

Предъявляя подобные обвинения к болгарским национальным деятелям, пропаганда ставила таким образом под удары подозрений со стороны турецкого правительства возникшее в этот период церковно-национальное болгарское движение в целом. Турецкое же правительство, опасавшееся малейшего вмешательства со стороны России во внутреннюю жизнь империи, разделяло эти подозрения и в зависимости от них определяло свое отношение к болгарскому церковно-национальному вопросу. Итак, католическая пропаганда и турецкое правительство находились в молчаливом союзе, в одинаковой степени заинтересованные в отделении, при посредстве унии, болгар от России и ее влияния. К этому союзу еще в самом начале присоединяются и некоторые западные великие державы, на первом месте Франция Наполеона Третьего, а затем и Австрия. Дипломатические представители Франции и ее консулы в более крупных городах Турецкой империи усердно содействовали делу пропаганды. Ловкими дипломатическими интригами, а иногда и открытым вмешательством в церковно-национальную борьбу православных поданных Оттоманской империи они осложняли болгарский вопрос и вносили ожесточение в греко-болгарские отношения, с единственной целью более легкого совращения болгар в унию. Очень характерна была роль, которую играл французский консул в Пловдиве в начале 1861 г. Шампуазо, желавший склонить Пловдивского Митрополита Паисия к принятию унии, способствовавший, после того как его усилия не увенчались успехом, отправлению Митрополита Паисия в ссылку самым оскорбительным и жестоким способом.

Католическая пропаганда в Болгарии, следовательно, пользовалась национально-политическими затруднениями болгарского народа в своем стремлении привлечь его к унии. Она обещала ему политическое покровительство западных католических держав, соблазняла его заманчивыми перспективами приобщения к западноевропейской культуре при посредстве католической церкви. Но вопреки всему она достигла незначительных результатов. Большая часть кукушских, дойранских и константинопольских униатов вскоре возвратилась в лоно праоте-ческой церкви вместе с рукоположенным в Риме болгарским униатским архиепископом Иосифом Сокольским, бежавшим в Россию и остававшимся там до самой смерти.

 

 

4. После Освобождения

И после освобождения Болгарии в 1878 г. дело католической пропаганды не представляло опасности для Болгарской Церкви. Этому способствовал стоявший очень высоко престиж православной России, освободительницы болгар и могущественной защитницы, обеспечивающий Болгарии свободу в те трудные для нее времена. Признательность и любовь болгарского народа к своей освободительнице уничтожали всякие попытки, толкавшие его на путь отречения от праотеческой веры. В этой атмосфере признательности и любви к русскому православному народу не могло процветать дело католической пропаганды. Занятие болгарского престола католическим владетелем династии Кобургов также не могло изменить существующего положения. Царь Фердинанд, будучи фанатичным католиком, всячески способствовал не только правильному функционированию католической церкви в Болгарии, но и делу католической пропаганды. Однако еще в самом начале он встретил твердое сопротивление со стороны болгарских архиереев, один из которых был даже арестован, предан суду и приговорен к многолетнему заключению. Это был Тырновский Митрополит Климент, имя которого является для болгарского народа, глубоко чтущего его, символом непоколебимой, не знающей компромиссов, верности Православию и преданности русскому народу.

После первой мировой войны, закончившейся для Болгарии поражением, католическая пропаганда в Болгарии снова усилила свою деятельность, рассчитывая воспользоваться серьезными внутренними и международными затруднениями, переживавшимися нашей побежденной страной. С большой настойчивостью ее агенты пытались препятствовать нормальному развитию Болгарской Православной Церкви, всячески домогаясь создать новые позиции для своего влияния в стране. Эта усиленная деятельность католической пропаганды стимулировалась и направлялась не только внутренним национально-политическим кризисом, переживавшимся нашим народом, но центральным руководством Рима. Как известно, "Congre-gatio de Propaganda Fide" была основана папой Урбаном XV 6 января 1622 г. для привлечения инославных в лоно католической церкви. Однако папа Пий IX обратил свое особое внимание на православных. В январе 1862 г. он создал специальную организацию для пропаганды среди православных "Congregatio pro negotiis ritus orien-talis". A 1 мая 1917 г. папа Бенедикт XV превратил эту конгрегацию в "Sacra congregatio pro Ecclesia Oriental!" и основал Восточный папский институт "Institutum Orientalium Studiorum" для подготовки миссионеров среди православных.

Эти три крупные начинания Рима имеют своим началом три исторические предпосылки. В начале XVII в. была основана "Congregatio de Propaganda Fide", имевшая задачей борьбу с реформацией. В половине XIX в. (в 1862 г.) Пий IX создал особую конгрегацию для работы среди православных, имея в виду перспективы, которые открывались для католического презелитизма в Оттоманской империи вследствие национально-политического соревнования и борьбы между православными народами греческого и негреческого происхождения. После первой мировой войны, временно отстранившей Россию от активного участия в политической жизни Европы и вызвавшей серьезные сотрясения в церковно-религиозной ориентации целого ряда христианских общин Православного Востока (в особенности в среде русских эмигрантов), Рим с новыми силами принимается за дело пропаганды и приступает к ее основному переустройству. Во многих крупных европейских городах создаются католические общества, имеющие своей задачей работу среди православных, направленную к приобщению их к Риму. Идеологическими органами широко задуманного движения являются журналы "Irenikon", "Stoudion", "Echo cT Orient" и издания Велеградской академии "Acta Academiae Velehradensis".

Итак, усилившаяся после первой мировой войны деятельность католической пропаганды в Болгарии не имеет самостоятельного происхождения, а является выражением общего отношения Рима к Православной Церкви. В Болгарии действуют в это время несколько католических обществ, как, например, "Св. Кирилл и Мефодий", "Св. Цецилия", "Петр Парчевич", "Св. Станислав", "Македонская католическая лига", "Женское благотворительное общество св. Антоний", "Женское католическое общество св. Богородицы" в Пловдиве. Католические общества в Болгарии в результате конгресса, состоявшегося в Пловдиве 2 и 3 октября 1927 г., объединились в 1929 г. в "Союз католических просветительных и благотворительных обществ в Болгарии". Это оживление деятельности католических обществ отвечает новым задачам, которые им были поставлены, а именно: исполнять "желание его святейшества Пия XI и осуществлять католическую деятельность в зависимости от существующих в Болгарии условий".

Усилия пропаганды, направленные к занятию новых позиций в Болгарии, увенчались известными успехами. Здесь мы должны указать несколько ее несомненных приобретений:

1. В Болгарии установил свое местопребывание, сначала в качестве папского визитатора, а позднее папского апостолического делегата, представитель Ватикана, с тенденцией, по всей вероятности, при более благоприятных условиях превратиться в нунция. Эти папские представители были по национальности итальянцы. Министерством иностранных дел в Софии им были даны и дипломатические привилегии sui generis, несмотря на то, что дипломатических отношений между Болгарией и Ватиканом не существовало. Это бесшумное и почти таинственное водворение папского представителя в Софии было значительным успехом для пропаганды.

2. В учебно-просветительном отношении пропаганда также отметила новые успехи. Иностранные католические училища в Болгарии (французские, итальянские и австрийские) находились под покровительством соответствующих западных держав. Между Болгарией и этими державами были заключены культурные конвенции двустороннего формально порядка, которые в действительности, однако, налагали известные обязательства лишь на Болгарское государство. Иностранные католические училища находятся в руках католических орденов и весьма умело насаждают в душах своих воспитанников семена симпатии к католической церкви.

3. В 1922 г. нынешним папским делегатом в Болгарии доном Франческо Галони была основана "Opera Italiana pro Oriente". Это итальянское дело на Востоке создало з Софии свой дом просвещения и благотворительности, и в этом доме - католическую часовню. Цели, которые себе ставило итальянское дело на Востоке, были не столько культурными и благотворительными, сколько, прежде всего, конфессиональными, миссионерскими, преследующими прозелитизм. Итальянский фашизм и католическая церковь объединили свои усилия в политическом и религиозном наступлении на Болгарию.

4. Число католических орденов в Болгарии увеличилось и они получили задачу стать центром миссионерской деятельности на Ближнем Востоке. Так, например, после того как 5 декабря 1934 г. турецкое правительство запретило духовным лицам ношение присвоенной их званию одежды, константинопольский кармелитский монастырь был вынужден покинуть Константинополь и обосноваться в Софии. Это было сделано с разрешения и с ведома конгрегации "Pro Ecclesia Oriental!" (см. католический журнал "L'unitee de l'Eglise", март - апрель 1935, статья "Le Carmel de rit byzantin a Sofia"). При открытии кармелитского монастыря в Софии униатский епископ Кирилл Куртев заявил, что из этого горчичного зерна произрастет большое древо, "которое распрострет свои ветви над всем Востоком".

5. Пропаганда начала основывать новые монастыри в расположенных у подножия гор болгарских селах с чисто-православным населением. Так, например, был создан в течение последнего десятилетия католический монастырь в селе Владая, вблизи Софии, у подножия горы Витоши.

Известно также, что большие старания были положены для покупки земли и постройки дома в селе Мала-Цьрква, Самоковской области, у подножия горы Рылы. Пропаганда в таких случаях поступает следующим образом, она заявляет, что открывает благотворительный дом, а в действительности открывает монастырь.

6. Дело благотворительности католической пропаганды, нужно признаться, проводится с большим усердием и со значительным успехом с точки зрения общих масштабов нашей жизни (toute proportion gardee). Ею созданы две больницы, в Софии и в Пловдиве, пользующиеся известностью и всегда привлекающие к себе внимание просвещенных болгар. Пропаганда также открыла два приюта для сирот в тех же городах, причем на расширение пловдивского приюта в 1941-1942 гг. были сделаны крупные пожертвования тогдашней болгарской царицей, и по ее настоянию значительные суммы были отпущены и болгарским правительством, вопреки протестам со стороны Синода. В эти приюты принимаются не только сироты католического вероисповедания, но по преимуществу сироты православные, а это, разумеется, определяет их дальнейшую религиозную принадлежность.

Независимо от своих предыдущих успехов в области эрганизованной общественной благотворительности, после Первой мировой войны пропаганда приложила ревностные усилия для ее расширения и осуществления новых успеов. Так, например, в последнюю войну, благодаря покровительству царицы Иоанны и низкопоклонству управяющих кругов, католической монахине было вверено зуководство весьма важным в то время сектором общетвенной помощи - народными кухнями.

Под покровительством все тех же лиц была сделана не венчавшаяся успехом попытка привлечь в число рукоюдящих лиц в различных некатолических благотворительных учреждениях в городах католических монахинь. Попытка не увенчалась успехом, так как встретила сильный отпор.

7. Дерзким выражением агрессии прозелитизма явилась также попытка пропаганды непосредственно после европейской войны посеять соблазн среди учащихся православных духовных семинарий обещанием предоставить бедным и любознательным юношам возможность продолжать свое образование в европейских университетах. Этот, непосредственно направленный удар против Болгарской национальной Церкви, задуманный молча, встретил единодушный энергичный отпор и в корне разоблачил недвусмысленные тайные домогательства католической пропаганды. Тогда же был поставлен на публичное обсуждение не только в духовной и светской печати, но даже и в парламенте вопрос о той разлагающей, с национальной точки зрения, роли, которую играет в стране католическая пропаганда.

 

 

5. Административная организация католиков в Болгарии

В административном отношении католическая церковь западного обряда в Болгарии разделяется на две епархии (диоцеза): Софийско-Пловдивскую с центром в Пловдиве и Никопольскую с центром в Русе (Рущуке).

 

Софийско-Пловдивская епархия, или Южный диоцез

Эта епархия возглавляется епископом Иваном Романовым. В епархии 13 приходских церквей с таким же количеством священников в следующих населенных местах: в Софии, Пловдиве, Ямболе, Бургасе и в селах: Белоземе, Секирово, Генерал Николаево, Антраниково, Борец, Ка-лояново, Дуванли, Житница и Миромир - все в Пловдивском округе.

К этим 13 приходским священникам приданы 33 помощника, которые распределены следующим образом: 6 в церкви св. Иосифа в Софии, 1 в "Опера про Ориенте" - в Софии, 1 при училище св. Кирилла и Мефодия, всего 8. В Пловдиве - 10, из коих при церкви св. Людвига 8, 1 в квартале "Надежда" и 1 при вспомогательной церкви в селах Коматево и Браниполе. Такие помощники имеются в селах: Секирово - 3, Генерал Николаеве - 3 и в Житнице - 1.

Кроме перечисленных выше священников один священник-иезуит состоит при так называемой маленькой семинарии в Софии. В училище св. Кирилла и Мефодия есть 33 монаха-преподавателя Конгрегации христианских братьев.

В училище Санкта Мария в Софии - 22 монахини-преподавательницы Конгрегации св. Викентия.

В Клементинской больнице - 18 монахинь Конгрегации св. Креста.

В "Опера про Ориенте" - 1 священник, директор пансиона для девиц.

В Пловдиве при колледже св. Августина - 28 священников-преподавателей Конгрегации успенцев.

При французском училище для девиц в том же городе - 23 монахини-преподавательницы Конгрегации св. Иосифа.

При католической больнице - 19 монахинь-сиделок Конгрегации св. Викентия.

При приюте для сирот - 12 монахинь Конгрегации св. Франциска.

При колледже св. Августина - 5 монахинь Конгрегации сестер облаток.

В Бургасе: при французском училище для девиц - 6 монахинь-преподавательниц Конгрегации св. Иосифа.

В Малко - Тырнове: при католическом училище - 4 монахини-преподавательницы Конгрегации св. Викентия.

В Ямболе: в девичьем монастыре - 17 монахинь Конгрегации сестер.

В Софии: приходская церковь св. Иосифа и две вспомогательные церкви (на ул. Чепино и на ул. Гургулят).

В Пловдиве: 1 приходская церковь и 3 дополнительных церкви (в квартале Надежда, при французском училище для девиц и на ул. Крали Марко). Есть мужской монастырь с 3 священниками ордена капуцинов. В Пловдиве есть еще 1 дополнительная церковь для сел Кома-тево и Браниполе.

В общем счете в Южном диоцезе католической Церкви, по официальным сведениям, числится 102 монаха и 125 монахинь и 23 церкви с часовнями (к этим часовням относятся и домовые церкви-часовни конгрегации в Софии, Пловдиве, Бургасе и Ямболе).

 

Никопольская епархия, или Северный диоцез

Епархия возглавляется епископом, д-ром богословия Евгением Босилковым, имеющим местопребывание в г. Русе (Рущук). В епархии числится 21 священник и столько же приходских храмов в следующих населенных пунктах: в Варне, Русе, Тырнове, в Свищове, в Видине и в селах: Беленци, Исперихского района, Царев брод, Шуменского района, Ореш, Драгомирово, Белене, Льжене, Свищовского района, Трынчовица и Асеново, Никопольского района, Бардарски геран, Белослатинского района, Гостиля и Брегаре, Брачанского района.

К упомянутым выше приходским священникам приданы помощники, всего 10, а именно: 2 в Варне, 2 в Русе, 2 в селе Ореше и по одному в Свищеве, в Белене, Асе-нове и Бардарски геран.

К этим приходским священникам и их помощникам в числе 31 приданы 7 монахов-прислужников в церквах следующих населенных пунктов: в Варне, Русе, Свищове, Ореше, Асенове и Гостиля. Всего при церквах Северного диоцеза числится 38 священников.

В Северном диоцезе есть еще 123 монахини-преподавательницы во французских училищах, распределяющихся так:

В Русе - 52, из которых 3 занимают административные должности, 12 преподавательниц гимназии, 8 - преподавательниц в прогимназиях и 29 - для домашней работы.

В Варне - 24 монахини Успенского ордена, из которых 10 - преподавательницы гимназии, 8 - прогимназии и 6 - для домашней работы.

В с. Царев брод, Шуменского района, - 28 монахинь бенедиктинок, из которых 2 занимают административные должности, 2 - преподавательницы первоначальных училищ, 1 - для детского сада и 23 - для домашней работы.

В с. Бардарски геран, Белослатинского района - 9 мо-нахинь-бенедиктинок, из которых 2 - преподавательницы прогимназии, 1 - в детском саду и 6 - для домашней работы.

В Драгомирове, Свищовского района - 6 монахинь-бенедиктинок, из которых - 1 для детского сада и 5 - для домашней работы.

В с. Ореше, Свищовского района - 4 монахини ордена св. Винченца, из которых 1 - для детского сада и 3 - для домашней работы.

В Северном диоцезе имеются 21 церковь и 1 часовня. Часовня находится в с. Гебедже, близ г. Варны, а храмы распределяются так:

Русе - 1 церковь
Беленци - 1 церковь
Варна - 2 церкви
Царев дол-1 церковь
Свищов - 1 церковь
Ореш - 1 церковь
Тырново - 1 церковь
Драгомирово - 2 церкви
Трынчовица - 2 церкви
Белени - 2 церкви
Асеново - 1 церковь
Гостиля - 1 церковь
Бардарски геран - 2 церкви
Брегаре - 1 церковь

В Северном диоцезе работают 6 орденов, из которых два мужских и четыре женских. Мужские принадлежат к конгрегациям успенцев и пассионистов, а женские - к конгрегациям Успения и сестер винченцианок, бене-диктинок и Нотр-Дам де Сион.

 

 

6. Католики восточного обряда (униаты)

Кроме католиков западного обряда, в Болгарии есть и униаты. Они также ведут пропаганду, имея сильную поддержку со стороны Рима.

Как уже было сказано, униаты появились у нас впервые в Македонии, в городах Кукуше и Дойране в 1859 г., в период борьбы за церковную независимость. Некоторые болгары, огорченные нежеланием Константинопольской Патриархии удовлетворить болгарские притязания по церковному вопросу, решили перейти в унию, рассчитывая таким образом обеспечить себе возможность более полного культурно-национального развития. Побуждения к принятию унии были, следовательно, не церковно-рилигиозного, а национально-политического характера. Непосредственно после первых успехов униатского движения руководители болгарского церковно-национального движения повели энергичную борьбу против поползновений пропаганды, и большая часть кукушских, дойранских (Полянинской епархии) и константинопольских униатов возвратилась в лоно отеческой Церкви. Но тем не менее, главным образом под влиянием выгод, которые имели униаты, находясь под покровительством западных великих держав, пользовавшихся большим политическим влиянием в Турции, в некоторых центрах Македонии остались униатские очаги.

После Балканской (1913) и первой мировой (1914- 1918) войн часть этих униатов, в качестве беженцев-болгар, оказалась в Болгарии. Эти беженцы были поселены в селах с бывшим греческим населением, согласно греческо-болгарскому соглашению (Калфов-Кафандарно), перешедшим в Грецию. Таким образом униаты были разбросаны по всей стране, в результате чего в различных частях Болгарии было создано множество очагов прозелитизма, использовавшихся католической пропагандой. Это и было причиной увеличения незначительного ранее числа униатов, возросшего с течением времени до 6520 униатов.

Униаты в сильной степени тяготеют к Западу и более ревностны в своей миссионерской деятельности, нежели католики западного обряда. Они располагают крупными средствами, полученными из Рима. Во главе униатской церкви в Болгарии стоит епископ Иван Гаруфалов, родом из Малко-Тырнова, который управляет униатской епархией без установленных границ, имея местопребывание в Софии. Эта епархия насчитывает 20 приходов и обслуживается 49 духовными лицами. Приходы имеются в следующих пунктах:

1. В Софии.
2. В Пловдиве.
3. В Малко-Тырнове.
4. В Бургасе с селами Трыстиково, Лозово, Созо-поль и Ново-Панчарево.
5. В Тополовграде с селами Светлина, Доброселец и Синапово.
6. В Казанлыке.
7. В Ямболе иве. Атолове.
8. В Сливене.
9. В Старой Загоре.
10. В Варне, Шумене и Мытице.
11. В Провадине и Зорнице, Ямбольского- района.
12. В Гранитове, Елхове и Лееове.
13. В Студена, Свиленградского района.
14. В Филиппове.
15. В Присадце.
16. В с. Дервишка могила, в с. Пашово и в Свилен-граде.
17. В с. Покрован, Ивайловградского района.
18. В с. Кобилино, с селами Ивайловград и Каратепа.
19. В селе Куклен, Асеновградского района, с селами Горно и Долно, Воден, Асеновградского района.
20. В с. Делчево, района города Святого Врача.

В ведомстве униатской епархии состоят также и девичьи монастыря-общежития евхаристинок и кармелиток. Евхаристинки заведуют приютом для сирот (быв. "княгиня Евдокия") и столовой для бедных в Софии. Ими также субсидируются детские летние колонии в селах Покрован, Свиленградского района, и Делчево, в районе города Святого Врача. Евхаристинки обслуживают и санаторий для легочных больных близ Софии (в селе Вла-дая, Софийского района).

Восточно-католическая епархия имеет в своем ведомстве четыре семинарии для практической подготовки священников в городах: Софии, Пловдиве, Ямболе и Старой Загоре.

Всего восточно-католическая епархия имеет 49 священников, из которых 20 - приходские, а остальные их помощники.

Католическая церковь, обоих обрядов - западного и восточного - имеет в Болгарии 2 свои больницы, отлично оборудованные: одну в Софии и другую в Пловдиве. Софийская больница, называемая еще Клементинской, является делом католического ордена капуцинов, а Пловдивская-делом сестер ордена святого Викентия в Загребе.

 

7. Количество католиков в Болгарии

Южный диоцез. По населенным пунктам католики распределяются следующим образом:

Пловдив 6.305
София 4.574
Село Секирово 4.905
Село Генерал Николаево 4.820
Житница 1.880
Калояново 1.030
Миромир 765
Белозем 755
Дуванлий 764
Антраниково 344
Борец 232
Бургас 110
Ямбол 101
26.585

Северный диоцез

С. Белени, Свищовский район 4.141
С. Ореш, Свищовский район 3.199
С. Лыжане, Никопольский район 1.850
С. Трынчовица, Никопольский район 2.384
С. Асеново 978
С. Бардарски геран, Белослатинский район 2.529
С. Гостиля, Брачанский район 1.071
С. Брегар, Брачанский район 205
С. Царев брод, Шуменский район 420
С. Драгомирово, Свищовский район 1.312
С. Беленци, Исперихский район 116
Г. Русе 585
Г. Варна 585
Г. Видин 84
Тырново и Горна-Ореховица 100
Свищов 47
Итого 19.606

Католики восточного обряда (униаты)

София 3.000
Пловдив 650
Мало-Тырново 650
Бургас 190

Принадлежащие к Бургасу:

С. Трыстиково 20
С. Лозово 30
Созопол 20
Н.-Панчарево 15
Тополовград 115

Принадлежащие к Тополовграду:

С. Светлина 95
С. Доброселец 30
С. Синапово 10
Казанлык 75
Ямбол и с. Атолово 185
Сливен 20
Старая Загора 35
Варна, Шумен и Мытица 60
Правдино и Зорница, Ямбольского района 185
С. Гранитово, Елховского района и Лесово 165
С. Студена 180
С. Филиппово, Свиленградского района 230
С. Присадец 225
Свитенград, Пашово и Дервишка могила . 220
Порован, Ивайловградского района 455
Ивайловград, с. Кобилино и Каратепа 130
С. Куклен, Асеновградского района 100
С. Горни и Долни Боден, Асеновградского района 500
С. Делчево, района г. Святого Врача 190
В разных селах в районах Горно-Джумайском, Святого Врача и Петрическом 500
Живущие в Южной Болгарии 1200
Итого 9480

Итого всего католиков и униатов в Болгарии .............. 55.671

 

 

8. Имущества Католической церкви. Ее печать. Училища. Духовенство.

Католическая церковь владеет имуществами в следующих городах: в Софии, Пловдиве, Русе, Варне, Бургасе. Владеет и землями у Пловдива и Русе (хуторами), доходы с которых идут на содержание церковного клира.

Так, в Софии католикам принадлежит обширное место (двор), на котором была выстроена сгоревшая недавно церковь-костел св. Иосифа на улице Лавеле, № 2. Против нее, на улице царя Бориса, № 125, католической церкви принадлежат солидная трехэтажная постройка, обширное место и большой зал, приспособленный сейчас под церковь. В селе Владая, близ Софии, эта же церковь имеет недвижимое имущество - дом, служащий монастырем и домом отдыха для клириков и для детской колонии. Этой же церкви принадлежит большая постройка "Про Ориенте" на улице Оборище, № 5 и другая, меньшая постройка на бульваре Толбухина. Ей же принадлежит и упомянутая выше Клементинская больница.

В Пловдиве католикам принадлежит значительное по пространству недвижимое имущество при церкви св. Людвига, с множеством солидных построек вокруг нее. Эта же церковь имеет собственное здание для сиротского приюта и другое обширное место и здание, в котором живут братья капуцинского ордена. Согласно нотариальным актам, Пловдивская католическая церковь является собственником католической больницы в этом городе и училищных зданий армян-махитаристов в Пловдиве. Та же церковь владеет хутором в селе Брани-поле, Пловдивского района.

В Русе католики имеют собственное здание митрополии и большой хутор, доходы с которого идут на содержание духовенства.

Католики восточного обряда владеют имуществом на улице Чепино и улице Люлин в Софии. Этой же церкви принадлежат большой сад и постройки сиротского приюта "Евдокия" в Софии.

 

Печатные органы католической церкви

В настоящее время обе католические церкви западного и восточного обряда имеют единственный печатный орган - газету "Истина" с тиражом 4.200 экз.

 

Католические училища

В Болгарии существуют следующие иностранные училища, руководство которыми принадлежит членам - священникам и монахам - католических орденов, а именно:

Французские училища.

1. Женский колледж св. Иосифа, в Софии.
2. Мужской колледж св. Кирилла и Мефодия, в Софии.
3. Женский колледж св. Иосифа, в Пловдиве.
4. Мужской колледж св. Августина, в Пловдиве.
5. Женская гимназия "Нотр-Дам де Сион", в Русе.
6. Женская гимназия св. Марии, в Русе.
7. Гимназия для детей обоего пола, в Варне.
8. Первоначальное училище и прогимназия, в Бургасе.

Австрийские училища.

1. Женская гимназия "Санкта Мария", в Софии.
2. Первоначальное училище и прогимназия армян-ма-хитаристов, в Пловдиве.

Итальянское училище. Итальянская гимназия для детей обоего пола, в Софии.

 

Католическое духовенство

Католическое духовенство делится на мирское и монашеское. Мирское духовенство занимает приходские должности, а монашеское подвизается в орденах. Первое зависит от местных католических епископов, а второе - непосредственно от Рима, с которым сносится через папского делегата в Софии.

В Болгарии мирское католическое духовенство имеет болгарское подданство, за исключением нескольких иностранцев в Северном диоцезе. До недавнего времени владыкой в этом диоцезе был голландец Дамян Теелен, который назначал священниками главным образом иностранцев: французов, бельгийцев, голландцев, итальянцев, немцев. Нынешний епископ, доктор богословия Евгений Босилков, болгарин по национальности.

Софийско-Пловдивская католическая епархия, т. е. Южный диоцез, имеет 13 приходов, 23 церкви, 53 священника и 26.585 верующих. Никопольская епархия, т. е. Северный диоцез, имеет 21 приход, 22 церкви, 31 священника и 19.606 верующих. Униаты имеют 26 церквей, 40 священников и 9.480 верующих.

В общей сложности католики обоих обрядов имеют 52 прихода, 71 церковь, 133 священника, 3 епископов и 55.671 верующих.

Монашеский клир более многочисленен и подвизается в 16 мужских и женских монашеских орденах. Общее число монахов и монахинь 381.

К этому считаем нужным добавить, что на приблизительно 6 миллионов православного населения в Болгарии приходится 2.800 приходских священников.

В Болгарии развивают деятельность следующие монашеские католические ордена:

1. Капуцины, появившиеся в Болгарии после Чип-ровского восстания в конце XVII в. (в 1688 г.). В то время болгарские католики остались без священников, и из Рима были присланы капуцины. Их делом является католическая церковь и католическая больница в Софии, они же создатели католической газеты "Истина".

2. Пассионисты. Этот орден работает в Северном диоцезе католической церкви. В Болгарии они появились в 1870 г. В настоящее время пассионисты обслуживают вернувшихся из Румынии банатских болгар.

3. Воскресенцы (резурекционисты). Воскресенцы являются орденом, который приписывает себе заслуги перед Болгарией и болгарами. Этим орденом была основана, после освобождения Болгарии, первая болгарская гимназия в Адрианополе, в которой получили свое образование многие болгарские юноши. Некоторые из воспитанников этого училища впоследствии занимали важные и ответственные посты и должности как по ведомству Болгарской Экзархии в Турции, так и в других ведомствах освобожденной Болгарии. Братья этого ордена, большинство которых были поляки, работали среди униатов и вместе с ними, после первой мировой войны, переселились из Фракии в Болгарию. Сейчас этот орден работает главным образом в Южной Болгарии, в городе Малко-Тырново.

4. Успенцы (ассумпционисты). К этому ордену принадлежат учителя Пловдивского мужского колледжа "Св. Августин". В этом колледже получил свое образование ряд болгар, занимавших в прошлом видное положение в кругах болгарской общественности. Католики утверждают, что главный настоятель этого ордена отец Жерве деятельно способствовал правильному пониманию болгарских национальных интересов после первой мировой войны, объективно освещая их в глазах французского общественного мнения на страницах печати. Выставляя на вид эту заслугу их главного настоятеля, успенцы хотят ею прикрыть свою вредную для болгарского народа миссионерскую деятельность.

5. Иезуиты. В Софии есть только двое иезуитов, которые руководят так называемой Малой католической семинарией (на улице Чепино) в Софии, в которой обучаются практически (совершению богослужения) кандидаты в священники католической и униатской церквей.

6. Конвентуальцы работают исключительно среди униатов в Пловдивском районе, в селе Куклен, в селах Малко-Тырновского района, в селе Покрован и в других населенных пунктах, где есть униаты. Особое усердие, проявляемое ими, объясняется боязнью и опасениями, что верные католической церкви (униаты) могут отколоться от нее, как это сделали после своего переселения в Болгарию из Македонии, в своем большинстве, кукумские униаты.

7. Братья христианских училищ занимаются исключительно воспитанием) молодежи в Софии. Все преподаватели-иностранцы французского колледжа св. Кирилла и Мефодия в Софии являются членами этого юношеского ордена.

8. Сестры св. Креста посвятили себя исключительно служению больным и работе в больницах (они работают в Клементинской больнице в Софии).

9. Кармелитки. Этот орден считается наиболее строгим монашеским женским орденом. По уставу своего ордена кармелитки занимаются молитвой и трудом.

10. Сестры милосердия ордена св. Викен-т и я работают в католической больнице в Пловдиве. К этому же ордену принадлежат и сестры-преподавательницы в женской гимназии "Санкта Мария" в Софии. Центром ордена является Загреб (в Хорватии).

11. Евхаристинки. Сестрами этого ордена являются девушки из Македонии, принадлежащие к восточно-католической епархии. В Болгарию они перешли из Македонии после первой мировой войны. Подвизаются они главным образом среди униатов-македонцев. Сестры этого ордена работают в сиротском приюте ("Евдокия") в Софии и в санатории для легочных больных в селе Вла-дая, близ Софии.

12. Сестры ордена Благовещения - благо-вещенки ("Про Ориенте"). Этот орден основан в 1922 г. доном Франческо Галони, и занимается "культурной и благотворительной" деятельностью среди университетской молодежи женского пола. При его содействии многие девушки получили стипендии для образования в Италии.

13 Сестры фрацисканки ордена св. Елисаветы руководят сиротским приютом при католической церкви в Пловдиве. Они занимаются "благотворительностью". Появились в Болгарии вскоре после освобождения (в 1880 г.).

14. Сестры ордена св. Иосифа почти исключительно преподавательницы в женских пансионах в Софии и в Пловдиве. Среди них есть много болгарок.

15. Сестры бенедиктинки работают главным образом в Северной Болгарии. Строгостью своей жизни они приближаются к кармелиткам. Занимаются рукоделием и сельскохозяйственным трудом.

16. Сестры ордена "Нотр-Дам де Сион" - преподавательницы во французском женском пансионе и в первоначальном училище в г. Русе.

Уставы всех этих орденом утверждены Римом.

 

 

9. Перспективы католической пропаганды

Как это отметил в начале XVII в. софийский католический епископ Илия Маринов, православные болгары были убежденными и упорными противниками католицизма. То же отмечает в XVII в. и другой Софийский католический епископ Петр Богдан: "Для того, чтобы обратить болгар в католичество, нужна божественная сила". История Болгарской Церкви в продолжение свыше трех столетий доказала самым несомненным образом, что православные болгары верны своей отеческой Православной Церкви и что все усилия католической пропаганды обречены на неуспех. Как бы мы ни объясняли увеличение числа католиков в Болгарии с 7 тысяч XVII в. до 55.000 человек в XX в., остается ясным одно, что католическая пропаганда не дала плодов в нашей стране, несмотря на шум, искусственно создаваемый в связи с ее культурной и благотворительной деятельностью. Справедливость обязывает нас подчеркнуть, что служители Православной Болгарской Церкви, православные богословы и верные сыны православной веры зорко и бдительно следили за каждым шагом пропаганды и всегда своевременно давали ей отпор, иногда даже с риском причинить себе личные неприятности. Мы имеем в виду прошлое, когда католическая пропаганда в Болгарии не оставалась без влиятельных покровителей.

Вот почему домогательства Рима к расширению своего влияния в Болгарии, хотя и являются предметом постоянных забот для Болгарской Православной Церкви, не представляют собой тяжелой проблемы. Но очень важно не создавать для католической церкви в Болгарии (которую очень трудно отграничить от католической пропаганды) преимуществ перед Православной Церковью, как в области церковно-общественной работы (просвещение и благотворительность), так и в отношении возможностей благоустроенной и устойчивой внутренней жизни (дисциплины, образовательной подготовки клира, содержания священнослужителей и вообще церкви). При правильном устройстве нашей отечественной Православной Церкви всякие попытки со стороны католической пропаганды, имеющие своей целью смутить религиозную совесть православных болгар, останутся тщетными. А надо допустить, что в условиях еще неустановившегося международного положения и послевоенного кризиса Рим будет искать нового вдохновения для осуществления своих задач прозелитизма в среде православного мира.

Журнал Московской Патриархии. М., 1948. №спец.номер
Всеправославные совещания: Московское совещание Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей (9-17 июля 1948 года)

Деяния совещания глав и представителей автокефальных Православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви, 9-17 июля 1948 год

 

Виж също:

 

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com