Ответы на вопросы о том, как построить свою жизнь в соответствии с волей Господа, извлечённые из творений митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца Иоанна (Максимовича).
Все преуспевание наше в жизни христианской зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божией воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем преуспевание нашей христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Всем известно, что всё совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Колос. 3, I 4).
Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему по человечеству: так и должны мы всегда поступать во всех отношениях наших к Богу и ко всем людям; в этом и состоит "сообразование воли человеческой с волею Божественною": чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей.
Ничего отнюдь (кроме одних грехов) в мире не происходит без воли Божией. Случай (фортуна) благоприятный или печальный есть сонное мечтание язычников. Мудрость христианская отвергает такое божество, как фортуна, совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует и изъясняется до очевидности (подобно аксиоме) из Священного Писания. Всё в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном значении) есть грех. В каждом грехе заключаются: причина, его производящая, и неизбежные её последствия, исправление вообще угрозою, наказанием и, наконец, казнью.
Причина греха есть лживость или своеволие горделивого грешника: наказания же вообще (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. Итак: если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Ему неугодно.
Как горести греховные (частного человека), так и мирские, обыкновенно называемые естественными, бедствия, как-то: голодовки, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия.
Грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы. А потому эта ещё попускающая (грех) воля Божия называется домостроительством или Промыслом Божиим.
Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; но не Бог есть причина нашей вины, то есть греха нашего, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией. Отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему или Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею, не приписывая ничего в мире (во вселенной) слепому случаю подобно древним язычникам. Они, омраченные тьмою многобожия, приписывали человеческое благополучие или особенным божествам, или слепому случаю, или, наконец, небрежности и злому человеческому умыслу, как первоначальной причине своего счастья или несчастья. Эти чудовищные представления древних весьма христианам неприличны и должны быть ими отвергаемы.
Возлюбленный! Бог направил руку на ударение тебя; Бог подвинул язык обидящего или клеветника на поругание или оклеветание тебя. Сам Бог устами пророка Исаии подтверждает это, говоря: "Я Господь, и нет инаго; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это" (Исаии 45, 5, 7). Так Бог исправляет добрых людей через злых.
Разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное. Но отсюда не следует ещё, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине ни началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни, и когда уже он, после употребления многих врачующих средств, не получил выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя ещё в болезни; но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя получить облегчение и отраду. Безгрешность врачевания доказывается и тем ещё, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы. Таким же образом должно рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно допускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету, с тем чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своём; и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божией, сопротивлялись своим врагам, но они иначе поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божию покориться Навуходоносору – царю. Равным образом начавшийся пожар, если он при всём старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, то явно, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжён, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божиих и в наказание врагов. Подобным образом рассуждать должно о воле благоволения Божия и во всех других приключениях с нами.
Что значит "правии сердцем" или короче – "правое сердце"? На этот вопрос Августин отвечает: "правии сердцем суть несопротивляющиеся Богу". Тот ещё есть правый сердцем или в сердце своём, кто в счастии и в несчастии своём благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: "Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1, 21).
Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: это мне диавол сделал (это несчастье нанёс коварный враг), но всё, что делается с тобою, и доброе, и злое, приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть жизни и смерти, не попустит ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего.
Казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т. п.), исправление же попускает для погрешивших в чем-либо сыновей: "бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12, 6), и ты не надейся остаться без наказания.
Для лучшего уразумения сторон попущения Божия необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия, как-то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть – всё это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, – это наши грехи (преступления Божиих заповедей). Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов и (дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но попускает только. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божия мироправления или Его Промысла. Богу совершенно известно всё будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого – правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечёт грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним (к обществу).
Чрез допущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих; по Божию промыслу, направляющему всё к наилучшему концу, злохитрые замыслы для вреда обольщаемого ими часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Через такое допущение злых деяний Бог производит бесчисленное множество добра. Как сказал блаженный Августин: "Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла".
Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божия попущения. Скажешь: противник мой нанёс мне величайшую обиду. Скажи: какую? ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению. Запечатлей твёрдо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. Прекрасно сказал блаженный Августин: "Не бойся врага, он настолько силён повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то всё - справедливо".
Если кто убил невинного человека, – справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие - праведно и премудро по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесённые им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий и всего доброго ожидали от Бога.
Грех, учинённый против ближнего чрез Божие попущение, чрез сие не заслуживает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро; ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым.
В течение всей жизни мы должны часто повторять изречение царственного пророка: "Правда Твоя, как горы Божии, судьбы Твои - великая бездна" (Пс. 35, 7), бездна весьма великая; бесконечно великая! На эту бездну некогда как бы перстом указывали два библейские почётные служители Египетского царя Фараона: виночерпий и хлебодар. Оба одного царя служители, оба впали в немилость царя, оба отданы под арест и посажены в тюрьму за тяжкую вину, на обоих положил царь свой гнев; и об обоих вспомнил он во время придворного пиршества, обоих мог бы он помиловать, если бы то угодно было правде Божией, или же обоих осудил бы на смертную казнь при равной их вине; однако ж одного осудил на бесчестную казнь, а другому возвратил свою милость и поставил его на прежнее место служения: хлебодара велел повесить, отдав в пищу хищным воронам, а виночерпию велел быть в прежней его должности - предстоять царскому столу. Таковы судьбы Божии. Почему же неодинаковый конец получили? - Один понял карающую руку Божию, вздохнул пред Богом и исправил своё поведение; другой не повиновался возвещённой ему воле Божией, остался в своём греховном упорстве и погиб.
В 1597 году в Сицилии жил на месте, носившем название "Царская гора", упорный, непослушный человек и вел жизнь распутную; знакомый ему благочестивый монах много раз увещевал его, чтобы он исправился и отстал от мерзкой богопротивной жизни, разврата с непотребными женщинами, - но он пребывал в своём ожесточении (а быть может, и в вольнодумстве и безверии) и оставался неисправимым. Прошло немного дней после увещания его в последний раз, погиб он в объятиях непотребной женщины на её постели, бывши проколот нечаянно штыком. Там же другой, подобный первому, беззаконник, много лет проживший в непотребстве с бесчестною женщиною, услышав о погибели своего друга, оставил беззаконное сожитие, сделавшись целомудренным чрез наказание и погибель первого беззаконника, и остальные шестьдесят лет своей жизни пребывал в сердечном раскаянии о своих грехах. Что сказать обо всём этом, кроме справедливого изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая!
Извлечения из творений ИОАННА, митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца.
www.tropinka.orthodoxy.ru
Св. Иоанн Златоуст говорит, что происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь по её нравственному достоинству.
Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен
прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих
дарованиях, способностях – опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею – и это прелесть.
Св. отцы различают два рода духовной прелести в их крайнем развитии. Первый вид – это когда
человек начинает воображать, что он видит Господа, матерь Божию, ангелов, духов и считает себя
достойным таких видений.
Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он
необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги (духовные,
молитвенные –
.), что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением.
Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т. е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.
Телесное наказание не должно производиться при других, это непременное правило.
Брак Церковью благословляется, но мучаются в аду и брачившиеся (здесь подразумевается – венчавшиеся. -
Когда Христос беседовал о браке и о жене,.. убеждал прощать всякое преступление, кроме одного – прелюбодеяния.
Вот средства: 1) воздерживайся в пище, питии и сне и спи на жёстком; 2) никогда не вспоминай
прежде совершённых тобою плотских грехов; 3) избегай обращения с лицами другого пола; 4) обращайся
к Богу с молитвою об избавлении от блудных помыслов; 5) удерживай себя от нечистых пожеланий
страхом будущих наказаний за гробом; 6) пользуйся крестным знамением, как орудием для отгнания
влечений твоего сердца; 7) чаще вспоминай смерть; 8) обращайся к таинству исповеди и к духовному
отцу и открывай ему свои мысли; 9) занимайся физическим трудом; 10) читай Св. Евангелие; 11)
удерживай, обуздывай зрение и слух от всего того, что возбуждает блудную страсть (картины, грязные
книги, фотографии, статуи, разговоры, прикосновения, когда едешь в транспорте и т.п.)
Также св. Афанасий Великий писал: "Не раздевайся до наготы: пусть одежда покрывает плоть твою день
и ночь, даже сам не рассматривай своей наготы телесной. Будучи здоров, не ходи в баню без всякой
нужды. Не намащивай тела своего мастию и одежд твоих ароматами".
В Библии читаем, что это грех, ибо цель брака – размножение и воспитание детей.
Не разрешается супружеское общение тогда же, когда не разрешается венчание: под среды, под пятницы, под воскресенья и под церковные праздники.
Это праздник Католической Церкви. Перенос его на православную почву бессмыслен и даже вреден. Это
особенно видно из публикаций в газете "Московский комсомолец" от 14. 02. 93 г., где этот
"праздник" использовали, как повод для пропаганды разврата.
В последние годы в России ширится почитание покровителей семейного благополучия святых благоверных
князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей праведной жизнью показали пример
чистой беззаветной супружеской любви и преданности. Русская Православная Церковь празднует их
память ежегодно 8 июля по новому стилю.
Господь говорит в Библии: "Праздников ваших ненавидит душа Моя", т. е. когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще, на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то, что собрано во дни труда.
По ребёнку, умершему до семилетнего возраста не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии. Панихиды служатся о прощении грехов, детям же до 7-летнего возраста даже не положено исповеди и во время младенческого погребения поётся, не о прощении грехов, но "об упокоении младенца".
Не забывайте никогда класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя трижды поклонитесь. Сими ночными поклонами и молитвою человек побеждает диавола и что согрешает днём – ими избавляется.
Святитель Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мёртвого коня покушать, то он бы не согрешил. По нужде Церковь разрешает мирянам крестить (ради смертной опасности), посвящать в священники, лишь бы были благочестивы, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой, священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него (на мученической иконе, разумеется, нужда-гонение), отпеть заочно по нужде, разрешение поста беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжёлых работах, общая исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом и т. д.
Святитель Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ, и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда – у него много дел для спасения: молитва, чтение Слова Божия, храм Божий, полезный труд, Богомыслие. А за проведение праздно времени человек даст ответ Богу.
Церковь категорически запрещает это делать, потому что через это человек вступает в контакт с тёмными силами. В Евангелии сказано, что счастье человека зависит от святости жизни. Если бы было Богу угодно, Он бы всем нам открыл будущее наше, однако в Евангелии сказано, чтоб мы бодрствовали и молились, так как неизвестно, в какой час настанет для нас время суда.
Против уныния и отчаяния в милосердии Божием старец Арсений Афонский советует чтение акафиста Иисусу Сладчайшему. Чтение же книг о страданиях Спасителя всего необходимее в Великий пост и в часы скорби.
Полный ответ на Ваш вопрос Вы можете найти в следующих книгах: иеромонах Серафим Роуз:
"Православие и религия будущего" и в книге свят. Родиона "Люди и демоны". Мы Вам должны сказать,
что Святые тоже исцеляли, но делали они это только по особому повелению Бога. Если Вы прочтёте
житие нашего великого подвижника преподобного Серафима Саровского, то увидите, что истинный
божественный дар прозрения и исцелений он получил за 8 лет до своей смерти; до этого у него было:
с юных лет монашеское послушание, затем 15 лет затвора, 1000 дней и ночей моления на камне и
достиг величайшего смирения; Сама Матерь Божия повелела ему служить этими дарами людям.
Из истории святости известны случаи, когда монахи, или просто послушники, впадали в страшное
состояние прелести. Не получив настоящей духовности, они тоже пытались лечить, но диавол
использовал эти способности для гибели не только их душ, но и тех, кто им доверился. Святой Иоанн
Златоуст писал, что лучше умереть, чем целиться у таких целителей. Вы даже можете и не заметить,
как вторгаясь своим лечением, можете испортить хрупкий духовный мир этого человека. И вот даже
сейчас Вы не замечаете, что свою любовь Вы ставите выше любви Божией. Когда Богу угодно, любое
лекарство помогает. Причина многих наших болезней – это грех. Бог по Своей любви зовёт каждого
человека и, может быть, болезнь – это Его последнее средство разбудить душу, потому что, по словам
Святого Евангелия, что пользы человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит, а
такое лечение, которое Вы проповедуете по своей духовной неопытности, может очень сильно
повредить.
Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы "шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы Господу Богу Своему". Если возможно с Вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из Отцов Церкви говорил: "Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец". Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе.
Существует правило (вообще-то, это не "правило", а одна из ветхозаветных заповедей - шесть дней
делай дела твои – седьмой – Господу Богу Твоему. Это относилось и относится как у древних, так и
современных евреев к субботнему дню. В Израиле и в настоящее время правоверный еврей не может
сделать более 200 шагов. В дни "шаббат" останавливается весь общественный транспорт. Но мы из
Евангелия знаем, что "не человек для субботы, но суббота для человека". В православной практике
существует также правило, что в воскресные и праздничные дни христианин, если это возможно, должен
обязательно посещать богослужение, дома в эти дни полагается читать Священные книги и больше
времени уделять молитвам. По возможности все дела, которые можно отложить на другой день, –
откладываются. Но есть у нас всегда необходимые дела, которые не терпят отлагательств. Уход за
детьми, приготовление пищи, уход за больными и, вообще, что идёт на благо наших близких — дела
любви — откладывать нельзя. После 15 часов в день праздника можно и постирать для ребёнка, и
другие дела сделать по уходу, но, даже занимаясь
неотложными делами, нужно стараться совершать их с молитвой, помня о святости Праздников.
Внимательно читая Евангелие, Вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали постоянное отрицательное отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришёл исполнить Закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. "Вы слышали, что сказано древним", – говорил Он, – "не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своём" и т. д. Кроме того, в Деяниях св. Апостолов мы знаем, как св. апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву Закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако св. Апостолу было сказано, что Бог очистил, того не почитай нечистым (см. 10 гл. Деяний Апостолов). Можно привести ещё много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из Церковной Истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т. е. в день Воскресения Христа из мёртвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христе: "Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, тщетно и исповедание наше" — писал св. апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15, 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.
Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеют смертных грехов, т. е. грехов аборта, прелюбодеяния, блуда, всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе, занятия спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и, вообще, оккультизмом). Для людей, имеющих смертные грехи, необходима частная исповедь. После Богослужения необходимо обратиться к священнику и сказать ему о том, что Вам необходима частная исповедь, т. к. у Вас есть проблемы. Если священник откажет, этот грех будет на его совести. А Вам всё равно следует обратиться лучше всего в ближайший монастырь, где у священника всегда больше времени для того, чтобы Вас выслушать. Но, даже если и нет смертных грехов, хотя бы раз в году старайтесь найти возможность исповедоваться индивидуально.
Сразу же оговоримся, что по учению отцов Церкви, мытарства проходят все умершие независимо от
того, какая смерть – мученическая, по старости, случайная или любая другая предшествовала переходу
к жизни иной. Мытарства – это место, где обличаются (истязаются) грехи преставившегося человека.
Сущность учения о мытарствах хорошо раскрыта в Слове святого Кирилла, архиепископа
Александрийского: «При разлучении души нашей с телом, предстанут пред нами, с одной стороны,
воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники,
истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнётся, вострепещет и в
смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих, но, и будучи принята святыми Ангелами
и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные
мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут
преграждать ей путь в Царствие (Небесное – Ред.), будут останавливать и удерживать её стремление к
оному.
На каждом из сих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах. Первое мытарство – грехов,
совершаемых посредством уст и языка; второе мытарство – грехов зрения; третье мытарство – грехов
слуха; четвёртое мытарство – обоняния; пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учинённых
посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, зависть,
тщеславие и гордость... Кратко сказать, – каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут
иметь своих мытарей и истязателей.
При этом будут присутствовать и Божественные силы, и сонм нечистых духов: и как первые будут
представлять добродетели души, так последние – обличать её грехи, учинённые словом или делом,
мыслью или намерением. Между тем, душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться,
пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам или, будучи осуждена, заключится в оковы, или,
будучи оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за
благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то её восприимут Ангелы, и тогда
она уже небоязненно потечёт к Царствию, сопровождаемая святыми силами...
Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит страшный
голос: «Да возмётся нечестивый, да не видит славы Господни», тогда оставят её Ангелы Божии и
возьмут страшные демоны; и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и
тёмную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские...».
Все двадцать мытарств описаны в рассказе преподобной Феодоры, которая жила в Константинополе в
первой половине Х века. Рассказ этот есть в книгах архимандрита Лазаря «Грех и покаяние последних
времён» и архимандрита Пантелеимона «Тайны загробного мира».
Дар видения Горнего мира и дел его Господь даёт только праведникам. Одним из таких праведников при
жизни был старец схиигумен отец Кукша (Величко), преставившийся в 1964 году и недавно причисленный
к лику святых. Вот что пишет его духовная дочь в «Жизнеописании»: «...Следом за нами в келлию
пришёл о. Кукша, стал нас угощать: налил по маленькому стаканчику кагора и, подавая мне,
торжественно сказал: «На, выпей за твоего отца!». Я воскликнула: «Батюшка, ведь я во сне видела!»,
но о. Кукша перебил меня: «Молчи, молчи! Выпей за твоего батьку!». (...) «Батюшка, так Вы восемь
лет молились за него?». «Да, много труда пришлось приложить, зато он теперь в хорошем месте! Не
скорби!».
Только человек, подобный отцу Кукше, наверное и сможет ответить на ваш вопрос.
Использованы материалы периодической православной печати, книги:
"Что делать нам, грешным?";
Библиотека "Благовеста": "Что посоветуете, батюшка?" № 1, 96;